Основная информация
Дворец дожей в его нынешнем виде - не столько резиденция пра¬вителя, сколько главное админис¬тративное здание олигархического венецианского государства. Здесь заседали все советы республики, размещались министры, секретариат, суд и даже тюрьма. Пьяццетта была своего рода стенгазетой власти — местом публичной демонстрации казненных. Промозглым утром жители могли обнаружить между колоннами повешенного или даже наполовину зарытое в землю тело заживо похороненного вниз головой. Объяснений не давалось, но преступление было всегда одно — предательство высшего коллективного интереса. В последний раз труп был выставлен здесь в 1752 году; до сих пор считается плохой приметой проходить между колоннами Пьяццетты. На верхней аркаде Дворца дожей со стороны Пьяццетты есть две красноватые колонны — с них тоже вывешивались тела; здесь, в частности, были четвертованы участники заговора дожа-предателя Марино Фальеро; на углу собора стоит Пьетра-дель-Бандо (Pietra del Bando) — кусок порфира, на который ставили отрубленные головы. Оттуда же провозглашались и законы.
С точки зрения архитектуры Дворец дожей — одно из самых небанальных светских зданий в мире. Палаццо было заложено в IX веке, нынешний готико-исламский дизайн — конца XIII-XIV веков. Фасад вдоль лагуны был готов к 1365 году, включая центральный балкон и скульптуры по углам. Именно тогда обрисовалась парадоксальная структура: сквозной нижний этаж несет внушительный объем стены — правда, тоже легкой и узорной (позитивист Спенсер в XIX веке брезгливо заметил, что она напоминает вязанье, а не архитектуру). Картонный колосс на глиняных ногах — так видится палаццо сегодня, когда республика рухнула; но в эпоху создания оно воплощало другое — открытость и бесстрашие. Город, защищенный водой, мог позволить своему дворцу не выглядеть крепостью, что глубоко поражало всех, кто приезжал сюда.
Аркада Дворца дожей — символ страстной готовности торговать со всеми (вопреки прямым запретам папы, Венеция всегда продавала стратегические товары сарацинам, а затем и туркам).
Постройка состоит из трех кор¬пусов, образующих внутренний двор. Планировка в основных чер¬тах унаследована от предшествую¬щего здания, возведенного в конце ХП в. Необычный внешний вид су¬ществующего дворца, предопреде¬лив фасад, выходящий на набереж¬ную Нижний этаж образует портик на аркадах. Над ним за стрельчатыми арками возвышается лоджия, а выше начинается гладкая стена, облицованная мраморной плиткой и разрезанная семью большими окнами.